Трактор Беларус 1523.4 (двигатель Д-260.1S3А). Руководство — часть 6

3.2.3 Начало движения трактора, переключение КП
ВНИМАНИЕ: ВАШ ТРАКТОР ОБОРУДОВАН ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУВОМ.
ВЫСОКИЕ ОБОРОТЫ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ТРЕБУЮТ НАДЕЖНОЙ СМАЗКИ ПРИ ЗА-
ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЗАПУСКА ПРОГРЕЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ ДО УСТОЙЧИВОЙ
РАБОТЫ НА ОБОРОТАХ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1000-1300 МИН−1 (В ТЕЧЕНИЕ 2-3 МИ-
НУТ), А ЗАТЕМ ДАЙТЕ ПОРАБОТАТЬ НА ПОВЫШЕННЫХ ОБОРОТАХ, ПОСТЕПЕННО
УВЕЛИЧИВАЯ ОБОРОТЫ ДО 1600 МИН −1 (НЕ БОЛЕЕ) ДО ДОСТИЖЕНИЯ ТЕМПЕРА-
ТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 40 °С!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИ-
ГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. НЕМЕД-
ЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.
Перед началом движения определите необходимую скорость движения трак-
тора. Диаграмма скоростей тракторов «БЕЛАРУС-1523.4» на шинах базовой комплек-
тации приведена в инструкционной табличке на правом стекле в кабине и в пункте
2.14.2 «Диаграмма скоростей трактора с КП 16х8» (для тракторов с установленной КП
24х12 диаграмма скоростей трактора представлена в подразделе 2.27).
Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите педаль сцепления;
- установите требуемый диапазон КП с помощью рычага переключения диапа-
зонов в соответствии со схемой переключения диапазонов;
- установите желаемую передачу, для чего переместите рычаг переключения
передач КП из нейтрали («N») в одно из положений в соответствии со схемой пере-
ключения передач;
- при наличии на тракторе КП24х12 перед установкой требуемой передачи,
если необходимо, нажмите кнопку включения высшей ступени (Н) редуктора КП. При
этом на рукоятке рычага переключения передач и ступеней редуктора КП загорится
светодиод красного цвета, на панели управления БД заднего моста и приводом ПВМ
загорится сигнализатор включения высшей ступени редуктора КП, информирующие
о том, что включена высшая ступень редуктора КП;
- выключите стояночный тормоз, плавно отпустите педаль сцепления, одно-
временно увеличивая подачу топлива. Трактор придет в движение.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ С БОЛЬШОЙ ТЯГОВОЙ НАГРУЗКОЙ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА С ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧАЙТЕ ДИАПАЗОНЫ И ПЕРЕДАЧИ КП ТОЛЬКО НА ОС-
ТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ! ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ
НА ХОДУ В ПРЕДЕЛАХ ДИАПАЗОНА. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕ-
НИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ РЕДУКТОРА «L» ИЛИ «H» ВОЗМОЖНО
ТОЛЬКО НА ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ ПОСЛЕ УСТАНОВКИ РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮ-
ЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В НЕЙТРАЛЬ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ РЕДУК-
ТОРА «L» ИЛИ «H» НА ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАКТОРЕ!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ КП ПРОИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ
ВКЛЮЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ДИАПАЗОНА. ПЕРЕД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ДИАПАЗО-
НОВ РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ В НЕЙТРАЛЬ!
ВНИМАНИЕ: НЕ ДЕРЖИТЕ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБО-
ТЫ НА ТРАКТОРЕ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБУКСОВКЕ СЦЕПЛЕНИЯ, ЕГО
ПЕРЕГРЕВУ И ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ!
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПЛАВНО, БЕЗ РЕЗКИХ ТОЛЧКОВ, ПЕ-
РЕМЕСТИТЕ РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СОГЛАСНО СХЕМЕ И УДЕРЖИВАЙТЕ
ЕГО В ПОДЖАТОМ ПОЛОЖЕНИИ ДО ПОЛНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ!
74
ВНИМАНИЕ: ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ НАЖИМАТЬ БЫСТРО ДО ОТКАЗА,
А ОТПУСКАТЬ ПЛАВНО И ПОСТЕПЕННО. ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ЧЕТКОМУ ПЕРЕ-
КЛЮЧЕНИЮ ПЕРЕДАЧ И ПЛАВНОМУ ТРОГАНИЮ ТРАКТОРА С МЕСТА. МЕДЛЕННОЕ
И НЕПОЛНОЕ НАЖАТИЕ ПЕДАЛИ ПРИВОДИТ К ПРОБУКСОВКЕ СЦЕПЛЕНИЯ И ВЫ-
ЗЫВАЕТ ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ, СО СТУКОМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ШЕСТЕРЕН В КОРОБКЕ
ПЕРЕДАЧ. ПРИ БЫСТРОМ ОТПУСКАНИИ ПЕДАЛИ РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НАГРУЗ-
КА НА ТРАНСМИССИЮ И ТРАКТОР НАЧИНАЕТ ДВИГАТЬСЯ РЫВКАМИ. ПРИ ОТПУС-
КАНИИ ПЕДАЛИ В КОНЦЕ ХОДА НЕОБХОДИМО СНИМАТЬ НОГУ С ПЕДАЛИ ДЛЯ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗАЗОРОВ В ГИДРОПРИВОДЕ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРОГАНИИ ТРАКТОРА С МЕСТА УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТОЯ-
НОЧНЫЙ ТОРМОЗ ВЫКЛЮЧЕН!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛА СКОРОСТЬ
ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ НЕОБХОДИМО ОТ-
КЛЮЧАТЬ ПРИВОД ПВМ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ИЗНОСА ШИН ПЕРЕДНИХ КОЛЕС!
ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МОЖНО
ТОЛЬКО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 70º С!
3.2.4 Остановка трактора
Для остановки трактора выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите полностью педаль сцепления;
- остановите трактор с помощью рабочих тормозов;
- установите рычаг переключения диапазонов КП и рычаг переключения передач
КП в нейтральное положение;
- отпустите педали сцепления и рабочих тормозов;
- включите стояночный тормоз.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО
РЕЗКО НАЖМИТЕ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗОВ!
3.2.5 Остановка двигателя
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ОПУСТИТЕ ОРУДИЯ НА
ЗЕМЛЮ, ЕСЛИ ОНИ ПОДНЯТЫ, ДАЙТЕ ДВИГАТЕЛЮ ПОРАБОТАТЬ ПРИ (1000±100) МИН-1
В ТЕЧЕНИЕ ОТ 3 ДО 5 МИНУТ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ОХЛАЖДАЮ-
ЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДИЗЕЛЯ!
Для остановки двигателя выполните следующее:
- установите рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено», а рукоят-
ку включения привода заднего ВОМ в положение «привод ВОМ выключен»;
- выключите БД заднего моста, привод ПВМ, ПВОМ (если установлен);
- переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределителем
гидронавесной системы;
- рукоятку управления навесным устройством установите в положение «выключено»;
- выключите кондиционер или вентилятор отопитель;
- ключ выключателя стартера и приборов переведите из положения «I» в положение «0»;
- при продолжительной остановке выключите АКБ.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ КЛЮЧ ВЫКЛЮЧАТЕ-
ЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ ПЕРЕВЕДИТЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «I» В ПОЛОЖЕНИЕ «0»!
75
3.2.6 Высадка из трактора
Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую
дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в
пункте 3.5.3 подраздела 3.5 «Действия в экстремальных условиях».
Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе
3.2.5 «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-
руемых машин опущены.
3.2.7 Использование ВОМ
Правила включения и выключения заднего вала отбора мощности приведены
в подразделе 2.16 «Управление задним валом отбора мощности».
Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по инди-
катору комбинированному, как указано в подразделе 2.8.2 «Назначение и принцип
работы указателей индикатора комбинированного».
Правила агрегатирования заднего ВОМ с различными видами сельхозмашин и
оборудования приведены в разделе 4 «Агрегатирование».
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕГО
ВОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЛИЗКИХ К МИНИМАЛЬНЫМ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ
(ОТ 1000 ДО 1100 МИН-1), ЗАТЕМ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ!
Имеются 6 сменных хвостовиков заднего ВОМ. Один хвостовик (тип 3, 20
шлиц, 45мм, или тип 2, 21 шлиц, 35мм) установлен на тракторе, остальные при-
кладываются в ЗИП в комплектации по заказу.
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОСТОВИКОВ ЗАДНЕ-
ГО ВОМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТИПОВ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ ТРАКТОРОВ
«БЕЛАРУС-1523.4» С МАШИНАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ, ВЫ-
ШЕ УКАЗАННОЙ В ТАБЛИЦЕ 3.2.1!
Хвостовики (рисунок 3.2.1) переднего и заднего валов отбора мощности трак-
тора «БЕЛАРУС-1523.4» по конструктивному исполнению соответствуют норматив-
ным документам и стандартам, распространяющимся на валы отбора мощности
сельскохозяйственных тракторов.
Параметры хвостовиков и характеристики работы заднего ВОМ при включен-
ном независимом приводе приведены в таблице 3.2.1.
Характеристики работы заднего ВОМ при включенном синхронном приводе
приведены в таблице 3.2.2.
Рисунок 3.2.1- Хвостовик вала отбора мощности
76
Таблица 3.2.1 - Параметры хвостовиков и характеристики работы заднего
ВОМ при включенном независимом приводе
Параметры хвостовиков и
Тип хвостовика вала отбора мощности
приводов ПВОМ и ЗВОМ
Тип11)
Тип1с
Тип2
ТипЗ
Тип2с1)
Тип2с11)
1 Длина шлицев L, мм
76
78
64
89
78
76
2 Диаметр наружный DH, мм
35
38
35
45
38
35
3 Количество зубьев, n
6
8
21
20
8
6
1000 при
1000 при
4 Частота вращения хвосто-
540 при
540 при
1000 при
1000 при
оборо-
оборо-
вика заднего ВОМ
(стан-
оборотах
оборотах
оборотах
оборотах
тах дви-
тах дви-
дартный режим) при вклю-
двигате-
двигате-
двигате-
двигате-
гателя
гателя
ченном независимом приво-
ля 1924
ля 1924
ля 1909
ля 1909
1909
1909
(590) 2)
(590) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
де, мин-1
(1100) 2)
(1100) 2)
5 Частота вращения хвосто-
1000 при
1000 при
540 при
540 при
1000 при
1000 при
вика заднего ВОМ
(эконо-
оборо-
оборо-
оборотах
оборотах
оборотах
оборотах
мичный режим, только на
тах дви-
тах дви-
двигате-
двигате-
двигате-
двигателя
тракторах с КП 24х12) при
гателя
гателя
ля 1473
ля 1473
ля 1462
1462
включенном независимом
1462
1462
(770) 2)
(770) 2)
(1437) 2)
(1437) 2)
(1437) 2)
(1437) 2)
приводе, мин-1
6 Мощность, передаваемая
хвостовиком заднего ВОМ,
60
60
98
98
92
92
кВт, не более
7 Максимально допустимый
1061
1061
936
936
879
879
момент на хвостовик ВОМ, Н·м
8 Направление вращения
хвостовика заднего ВОМ
(смотри на торец) при вклю-
ченном независимом приводе
По часовой стрелке
_________________________________________________________________________________________
1) Комплектуется по заказу.
2) Частота вращения хвостовика ВОМ при номинальной частоте коленчато-
го вала двигателя 2100 мин-1.
Таблица 3.2.2 - Характеристики работы заднего ВОМ при включенном син-
хронном приводе на задних шинах 520/70R38 (базовая комплектация) при номи-
нальных оборотах двигателя 2100 мин-1.
Частота вращения хвостовика
Частота вращения хвостовика
Тип хвостовика
ВОМ на тракторе
ВОМ на тракторе
заднего ВОМ
«БЕЛАРУС-1523.4» с КП 16х8, мин-1
«БЕЛАРУС-1523.4» с КП 24х12, мин-1
Тип1
3,82 об/метр пути
3,82 об/метр пути
Тип1с
3,82 об/метр пути
3,82 об/метр пути
Тип2
7,14 об/метр пути
7,14 об/метр пути
ТипЗ
7,14 об/метр пути
7,14 об/метр пути
Тип2с
7,14 об/метр пути
7,14 об/метр пути
Тип2с1
7,14 об/метр пути
7,14 об/метр пути
При работе с задним ВОМ в синхронном режиме необходимо учитывать
следующее:
- хвостовик ВОМ вращается только тогда, когда движется трактор;
- рабочая скорость движения трактора в составе МТА должна быть не более 8 км/ч;
- направление вращения хвостовика ВОМ (при взгляде на торец хвостовика
ВОМ) различно при движении трактора вперед и назад: вперед - по часовой стрел-
ке, назад - против часовой стрелки.
77
Для работы с задним ВОМ снимите защитный колпак 3 (рисунок 3.2.2), закры-
вающий хвостовик 4, для чего отверните два болта 1 крепления. После окончания
работы с ЗВОМ обязательно установите защитный колпак на место.
Для замены хвостовика выполните следующие операции:
- снимите колпак 3, отвернув два болта 1;
- отверните четыре болта 5 и снимите упорную шайбу 2;
- извлеките хвостовик 4 из гнезда втулки 7;
- установите другой хвостовик в шлицевое гнездо, смазав консистентной смаз-
кой центрирующую шейку 6;
- установите упорную шайбу 2 и закрепите ее четырьмя болтами 5 (момент за-
тяжки болтов 5 - от 40 до 50 Н·м);
- установите колпак ВОМ 3, закрепив двумя болтами 1 (момент затяжки болтов
1 - от 13 до 16 Н·м).
1- болт; 2 - упорная шайба; 3 - защитный колпак; 4 - сменный хвостовик; 5 -
болт; 6 - центрирующая шейка; 7 - втулка.
Рисунок 3.2.2- Снятие защитного колпака и замена хвостовика ЗВОМ
ВНИМАНИЕ: ШИРИНА ПРОЕМА ЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА ЗАДНЕГО ВОМ
СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 360 ММ. В ЭТОЙ СВЯЗИ, ПРИ ПОДСОЕДИНЕНИИ КАРДАН-
НОГО ВАЛА К ХВОСТОВИКУ ТИП 3 (ВОМ 3) ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ,
НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ТРАВМЫ
РУК. СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ПОДСОЕДИ-
НЕНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА К ХВОСТОВИКУ ТИП 3 НЕ ТРЕБУЕТСЯ!
Правила включения и выключения переднего вала отбора мощности, устанав-
ливаемого по заказу, приведены в подразделе 2.15 «Панель управления БД заднего
моста, приводом ПВМ и ПВОМ».
Правила агрегатирования переднего ВОМ с различными видами сельхозма-
шин и оборудования приведены в разделе 4 «Агрегатирование».
Передний ВОМ комплектуется хвостовиком типа 2. Направление вращения хво-
стовика ПВОМ (смотри на торец) по часовой стрелке. Для переднего ВОМ при 1845 мин-1
коленчатого вала двигателя частота вращения хвостовика ПВОМ 1000 мин-1 (при номи-
нальной частоте коленчатого вала двигателя частота вращения хвостовика ПВОМ 1138
мин-1). Мощность, передаваемая хвостовиком ПВОМ не более 44 кВт.
Агрегатирование с передним ВОМ машин, требующих передачи мощности более
44 кВт, не допускается! Максимально допустимый момент на хвостовик ПВОМ - 420 Н·м.
Для работы с передним ВОМ, если он установлен, снимите защитный колпак,
для чего необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и на себя. После
окончания работы с ПВОМ обязательно установите защитный колпак на место, для
чего необходимо надеть колпак на хвостовик и надавить на него в продольном на-
правлении до надежной фиксации колпака в отверстия ограждения.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ЗВОМ И ПВОМ СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗО-
ПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!
78
3.2.8 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости
от условий работы и нагрузки на оси трактора
3.2.8.1 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора
Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень
его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от типа почвы и нагрузки, дейст-
вующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно кон-
такта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его
тягово-сцепных качествах и производительности трактора в работе. Нормы нагрузок
на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях и скоро-
стях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таблице 3.2.3.
Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на мос-
ты трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-
плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.
Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-
ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-
нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы
приводит к возникновению следующих неисправностей колес:
- проворот шин на ободьях;
- перетирание борта шины о закраину обода;
- появление трещин на боковинах шин;
- расслоение или излом каркаса шины;
- вырыв вентиля шины (для камерных шин);
Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к
возникновению следующих неисправностей колес:
- заметный повышенный износ шин;
- растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;
- увеличенная пробуксовка колес;
- повышенная чувствительность к ударам и порезам.
Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина
отказов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьшению
срока службы трактора в целом.
ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!
Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость
балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок
на оси трактора.
Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-
тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.
Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем
взвешивания представлена в разделе 4 «Агрегатирование».
Для проверки давления в шинах используйте манометр МД-214 ГОСТ 9921-81
для контроля давления накачки шин (допускается использовать другие приборы кон-
троля давления накачки шин с метрологическими характеристиками, аналогичными
манометру МД-214).
Нормы допустимых нагрузок на одинарные шины тракторов
«БЕЛАРУС-
1523.4» для выбора эксплуатационных режимов работы при различных скоростях и
внутренних давлениях в шинах представлены в таблице 3.2.3.
79
Таблица 3.2.3
Индекс
Символ
Ско-
Нагрузка G на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
Шина
нагруз-
скоро-
рость,
80
100
120
140
160
200
210
240
ки*
сти*
км/ч
10
1875
2050
2230
2405
2585
2850
20
1720
1845
2030
2210
2335
(190
420/70R24
130
A8
30
1500
1605
1765
1925
2035
кПа)
40
1400
1500
1650
1800
1900
10**
1635
1845
1950
2310
2550
20
1340
1510
1595
1890
2090
14.9R24
126
A8
30
1165
1315
1390
1645
1815
40
1090
1230
1300
1540
1700
10
1500
1635
1775
1910
2045
2250
20
1340
1450
1580
1720
1845
(190
360/70R24
122
А8
30
1165
1265
1375
1500
1605
кПа)
40
1090
1180
1285
1400
1500
10
1980
2170
2350
2530
2680
3090
20
1865
2050
2225
2395
2530
480/65R24
133
A8
30
1630
1780
1930
2080
2200
40
1520
1670
1810
1950
2060
10**
1275
1395
1515
1650
1770
20
1045
1140
1240
1350
1450
11.2R24
114
A8
30
905
995
1080
1175
1260
40
850
930
1010
1100
1180
10
2940
3350
3725
4080
4410
5025
20
2740
3130
3480
3810
4120
520/70R38
150
A8
30
2390
2725
3030
3315
3585
40
2545
2830
3100
3350
10**
3240
3555
3870
4185
4500
20
2655
2915
3170
3430
3690
18.4R38
146
A8
30
2310
2535
2760
2985
3210
40
2160
2370
2580
2790
3000
10**
2130
2430
2715
2960
3180
20
1745
1990
2225
2425
2605
15.5R38
134
А8
30
1515
1730
1935
2110
2265
40
1420
1620
1810
1975
2120
10
3520
3910
4275
4695
5110
5995
20
3385
3760
4105
4520
4920
600/65R38
153
D
30
2890
3210
3510
3860
4200
40
2755
3060
3340
3675
4000
10**
1250
1425
1595
1735
1865
2135
2195
2380
11.2R42
126
А6
20
1070
1220
1365
1485
1600
1830
1880
2040
30
895
1020
1140
1240
1335
1525
1570
1700
* Индекс нагрузки и символ скорости указаны на боковине шин.
** Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%.
Нормы нагрузок приведены для шин с указанным индексом нагрузки и символом скорости.
Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, устанавливайте
давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на дорогах с твердым покрыти-
ем увеличьте давление на 30 кПа, но не более максимально допускаемого по таблице 3.2.3.
При увеличении объема транспортных работ до 60% гарантийный срок службы шины
в пределах гарантийного срока хранения уменьшается на 30%.
Работа трактора со сдвоенными задними шинами допускается только при скорости до 20 км/ч.
Максимально допускаемые нагрузки указаны на одинарные шины. Суммарная допус-
каемая нагрузка G1 на пару шин при сдваивании составляет 1,7G, где G - допускаемая на-
грузка на одинарную шину согласно таблице 3.2.3. При сдваивании давление в шинах наруж-
ных колес должно быть в 1,2 - 1,25 раза ниже, чем во внутренних.
Допускаемые предельные отклонения давления в шинах (±10 кПа) по показаниям манометра.
Шины 360/70R24 и 15.5R38 предназначены для работы трактора в междурядьях кар-
тофеля 750 мм на колее 1500 мм.
Шины 11.2R24 и 11.2R42 предназначены для работы трактора в междурядьях свеклы
450 мм на колее 1800 мм.
При использовании шин 15.5R38 и 11.2R42 при нагрузках, превышающих их грузо-
подъемность, нужно применять сдваивание колес.
80
3.2.8.2 Накачивание шин
Накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора давления
1 (рисунок 3.2.3), для чего выполните следующие операции:
- выпустите воздух из баллона 3 пневмосистемы через клапан удаления конденсата;
- отвинтите гайку-барашек 2 штуцера клапана отбора воздуха;
- присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю шины;
- запустите двигатель и накачайте шину до требуемого давления, контролируя его
манометром МД-214 ГОСТ 9921-81 (или манометром с аналогичными метрологическими
характеристиками);
- отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;
- наверните гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ В БАЛЛОНЕ ДО 0,77 МПА КОМ-
ПРЕССОР ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ДАВЛЕНИЯ НА ХОЛОСТОЙ ХОД И НА-
КАЧКА ШИН АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. ПОЭТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИ КОН-
ТРОЛИРУЙТЕ ДАВЛЕНИЕ ПО УКАЗАТЕЛЮ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ И, ЕСЛИ НЕОБХО-
ДИМО, СНИЖАЙТЕ ЕГО ЧЕРЕЗ КЛАПАН УДАЛЕНИЯ КОНДЕНСАТА!
1 - регулятор давления; 2 - гайка-барашек; 3 - баллон пневмосистемы.
Рисунок 3.2.3 - Накачивание шин
На тракторах с гидравлическим приводом тормозов прицепа или с неустановлен-
ным приводом тормозов прицепа накачивание шин производится через клапан для на-
качки шин, который расположен на пневмокомпрессоре.
Накачивание шин через клапан для накачки шин производите следующим образом:
- отверните гайку-барашек или снимите колпачок 2 (рисунок 3.2.4) штуцера 3;
- присоедините шланг для накачки шин к штуцеру 3 отбора воздуха и к вентилю шины;
- включите пневмокомпрессор 1 и накачайте шину до требуемого давления, кон-
тролируя его шинным манометром;
- отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;
- выключите пневмокомпрессор 1 и заверните гайку-барашек или установите кол-
пачок 2 на штуцер 3 клапана для накачки шин 4.
1 - пневмокомпрессор; 2 - гайка-барашек или колпачок; 3 - штуцер; 4 - клапан для накачки шин.
Рисунок 3.2.4 - Установка клапана для накачки шин
81
3.2.9 Формирование колеи задних колес
Задние колеса трактора установлены на ступицах, которые состоят из разрезных
конусных вкладышей 3 и 4 (рисунок 3.2.5) и корпуса ступицы 2.
При установке ступицы на полуось болты 1 затянуть крутящим моментом от 360
до 380 Н·м в последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6 (рисунок 3.2.4б). После установки колеса
на ступицу болты 1 затянуть крутящим моментом от 360 до 400 Н·м в последовательно-
сти 1, 2, 3, 4, 5, 6.
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ПРОВЕРЬТЕ, ЧТОБЫ ТОРЦЫ ВЕРХНЕ-
ГО И НИЖНЕГО ВКЛАДЫШЕЙ ВЫСТУПАЛИ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГОГО НА ВЕ-
ЛИЧИНУ НЕ БОЛЕЕ 2 ММ!
а) Состав ступицы
б) Схема затяжки болтов крепления
ступицы к полуоси
1 - стяжные болты; 2 - корпус ступицы; 3 - верхний вкладыш; 4 - нижний вкла-
дыш; 5 - демонтажные отверстия.
Рисунок 3.2.5 - Ступица заднего колеса
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации
520/70R38, производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестановкой
колес с одного борта на другой.
Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:
- установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и зад-
ние колеса, очистите полуоси от грязи;
- поддомкратьте соответствующий рукав полуоси;
- отверните гайки крепления колеса и снимите колесо;
- ослабьте на три полных оборота два стяжных болта 1 (рисунок 3.2.5) вкладышей
3 и 4 (по одному на каждом вкладыше). Остальные стяжные болты выверните. Снимите
с демонтажных отверстий заглушки. Вверните в демонтажные резьбовые отверстия
болты, вывернутые из вкладышей;
- если выпрессовка вкладышей с помощью демонтажных болтов 1 невозможна,
залейте керосин или другую проникающую жидкость в места разъема вкладышей с кор-
пусом ступицы, выждите некоторое время и затем ввинчивайте демонтажные болты,
одновременно постукивая по корпусу ступицы, до полной выпрессовки вкладышей;
- переместите ступицу на требуемую колею (пользуйтесь таблицей 3.2.4 для установки
колеи «К» (рисунок 3.2.6) путем измерения размера «L» от торца полуоси до торца вкладыша);
- выверните стяжные болты из демонтажных отверстий и вверните их во вкладыши. За-
тяните болты моментом от 360 до 380 Н·м в последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6 (рисунок 3.2.5б);
- установите колесо на ступицу, гайки крепления колеса затяните моментом от
300 до 350 Н·м, установите на место заглушки;
- после установки колеса на ступицу стяжные болты 1 (рисунок 3.2.5) затяните
моментом от 360 до 400 Н·м в последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6;
- установите аналогично колею другого колеса;
- проверьте и подтяните стяжные болты ступиц и гайки крепления колес после
первого часа работы, после первых восьми - десяти часов работы и каждые последую-
щие 125 часов работы.
82
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ПРОВЕРЬТЕ, ЧТОБЫ ТОРЦЫ
ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО ВКЛАДЫШЕЙ ВЫСТУПАЛИ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУ-
ГОГО НА ВЕЛИЧИНУ НЕ БОЛЕЕ 2 ММ!
СХЕМА 1
СХЕМА 2
Рисунок 3.2.6 - Установка колеи задних колес
Таблица 3.2.4 - Установка колеи задних колес
Установочный размер
Типоразмер
Номер схемы
Размер колеи « К»,
от торца вкладыша
шин
(рисунок 3.2.6)
мм
ступицы до торца по-
луоси «L», мм
1
1650…1916
135…0
520/70R38
2
1946…2445
250…0
ВНИМАНИЕ: В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА ЗАДНИЕ КОЛЕСА УСТА-
НОВЛЕНЫ НА КОЛЕЮ ПО СХЕМЕ 1 (РИСУНОК 3.2.6)!
Примечание
- Для получения информации о правилах установки колеи
задних колес на шинах альтернативных комплектаций, представленных в таблице
3.2.3, обратитесь к Вашему дилеру.
3.2.10 Сдваивание задних колес
С целью улучшения тягово-сцепных качеств трактора при работе с тяжелыми
сельхозмашинами на почвах с малой несущей способностью предусматривается
сдваивание задних колес с применением проставок.
Для получения информации о правилах сдваивания задних колес и эксплуа-
тацинных ограничениях тракторов со сдвоенными задними колесами обратитесь к
Вашему дилеру.
83
3.2.11 Формирование колеи передних колес
Изменение колеи передних колес осуществляется ступенчато, как перестанов-
кой колес с борта на борт, так и за счет изменения положения диска колеса относи-
тельно обода.
Колея по передним колесам может иметь следующие значения в мм: 1535,
1635, 1700, 1800, 1850, 1950, 2020, 2120.
Схемы установки и размеры колеи для шин 420/70R24 (базовая комплектация)
приведены в таблице 3.2.5.
Установка колеи на заводе осуществляется в размер (1635±20) мм либо по со-
гласованию с заказчиком трактора.
Таблица 3.2.5 - Изменение колеи передних колес
Варианты установки
Вылет дис-
Колея трактора К, мм
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
(шина 420/70R24)
установки
Основное
положение.
Диск сопрягается внут-
ренней поверхностью с
+140
1535
фланцем редуктора, и
расположен с наружной
стороны опоры колеса
Производится переста-
новка обода относитель-
но диска. Опора сопряга-
ется с диском внутренней
+90
1635
поверхностью
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-18
1850
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-68
1950
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
84
Окончание таблицы 3.2.5
Варианты установки
Вылет дис-
Колея трактора К, мм
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
(шина 420/70R24)
установки
Диск сопрягается с на-
+56
1700
ружной
поверхностью
опоры
Диск сопрягается с внут-
+6
1800
ренней
поверхностью
опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-102
2020
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-152
2120
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
Для установки требуемой колеи выполните следующие операции:
- затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади
задних колес;
- поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние ко-
леса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
- для получения колеи за счет переворота колеса с борта на борт, без изменения
положения диска относительно обода отверните гайки крепления диска колеса к фланцу
редуктора, снимите колеса и поменяйте с борта на борт;
- для получения колеи за счет изменения положения диска относительно обода
на снятых колесах с трактора, отверните гайки крепления обода колеса к диску и в зави-
симости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное расположение обо-
да и диска так, как показано на схеме в таблице 3.2.5.
- при установке колес обратите внимание на то, чтобы вращение колес при пе-
реднем ходе трактора соответствовало стрелке, указанной на боковине шины.
Момент затяжки гаек крепления дисков к фланцам редукторов - от 200 до 250 Н·м;
Момент затяжки гаек дисков к кронштейнам ободьев от 180 до 240 Н·м.
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ ГАЕК ПОСЛЕ ПЕРВОГО
ЧАСА РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ 10 ЧАСОВ РАБОТЫ И КАЖДЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ 125 ЧАСОВ РАБОТЫ!
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ВЫ-
ПОЛНЯЙТЕ ПРОВЕРКУ И РЕГУЛИРОВКУ СХОДИМОСТИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС. ПЕРЕД
ПРОВЕРКОЙ СХОДИМОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ И, ЕСЛИ НЕ-
ОБХОДИМО, РЕГУЛИРОВКУ ЛЮФТОВ В ШАРНИРАХ РУЛЕВЫХ ТЯГ!
Примечание - Для получения информации о правилах установки колеи передних
колес на шинах альтернативных комплектаций, представленных в таблице 3.2.3, обра-
титесь к Вашему дилеру.
85
3.3 Меры безопасности при работе трактора
3.3.1 Общие меры безопасности при работе трактора
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен
использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Кабина трактора соответствует I-му уровню защиты оператора от падающих
предметов (FOPS) по ГОСТ Р ИСО 3449-2009.
Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиля-
ции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.
Запуск и эксплуатация трактора с открытой облицовкой не допускается.
Запрещается при работающем двигателе открывать облицовку трактора.
Не запускайте двигатель находясь вне рабочего места оператора. При запуске
двигателя и манипулировании органами управления всегда находитесь в кабине на
сиденьи оператора.
Не запускайте двигатель методом буксировки.
Перед пуском двигателя должен быть включен стояночный тормоз, задний
(передний) вал отбора мощности должен быть выключен, рычаги переключения диа-
пазонов и передач КП - в положении «Нейтраль».
Во время запуска не должно быть людей под трактором, спереди и сзади него,
а также между трактором и соединенной с ним машиной или прицепом.
Прежде чем начать движение, предупредите сигналом окружающих и рабо-
тающих на прицепных машинах, убедитесь в выключении стояночного тормоза и
плавно начните движение.
На транспортных работах пользуйтесь привязными ремнями (поставляются по
заказу).
Присутствие в кабине пассажира при работе трактора категорически запреща-
ется (присутствие пассажира допустимо только при установке дополнительного
сиденья, и только при выполнении оператором транспортных работ).
Не покидайте трактор, находящийся в движении.
При выполнении транспортных работ соблюдайте правила дорожного движе-
ния, принятые на территории страны использования трактора.
Движение тракторного агрегата по скользким дорогам с включенной автомати-
ческой БД производите при скорости не более 10 км/ч.
При использовании трактора на транспортных работах выполните следующее:
- установите колею передних колес (1635±20) и задних колес (1840±20) мм.
- проверьте работу тормозов; сблокируйте педали тормозов, проверьте и при
необходимости отрегулируйте тормоза на одновременность действия;
- проверьте работу стояночного тормоза;
- проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации; транс-
портные прицепы должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться страхо-
вочной цепью или тросом;
- никогда не спускайтесь с горы с выключенной передачей. Двигайтесь на од-
ной передаче как с горы, так и на гору;
Запрещается работать с прицепом без автономных тормозов, если его масса
превышает половину общей фактической массы трактора. Чем быстрее Вы движе-
тесь и чем больше буксируемая масса, тем больше должна быть дистанция безо-
пасности.
Запрещается движение трактора со сдвоенными колесами по дорогам общего
пользования!
Перевозка людей в прицепах запрещена.
Перед началом работы с прицепом включите пневмокомпрессор, проверьте
состояние пневмопривода тормозов прицепа, давление воздуха в системе. Обнару-
женные неисправности устраните. Обязательно подсоедините пневмопривод тормо-
зов прицепа. Подсоединение соединительной головки прицепа к соединительной го-
ловке трактора выполняйте при включенном стояночном тормозе.
86

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности