Руководство | Митсубиси Лансер 10. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ F5MBB
Митсубиси Лансер 10. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ F5MBB
Особенности конструкции
На автомобили Mitsubishi Lancer в базовой комплектации устанавливают 5-ступенчатую механическую коробку передач F5MBB (рис. 6.11) Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картера коробки передач присоединен картер сцепления.
Рис. 6.11. Механическая коробка передач: 1 - груз механизма переключения передач; 2 рычаг выбора передач; 3 - рычаг переключения передач; 4 - картер сцепления; 5 - датчик скорости; 6 - сальник полуоси; 7 - пробка сливного отверстия; 8 - выключатель света заднего хода; 9 - пробка наливного отверстия; 10 - крышка картера коробки передач
На первичном валу расположены вращающиеся на игольчатых подшипниках шестерни
III, IV и V передач с синхронизаторами, ведущие шестерни I, II передач и передачи заднего хода выполнены за одно целое с первичным валом.
Вторичный вал изготовлен за одно целое с ведущей шестерней главной передачи. Кроме этого на валу неподвижно установлены ведомые шестерни III, IV, V передач и передачи заднего хода. Вращающиеся на игольчатых подшипниках ведомые шестерни I и II передач снабжены синхронизатором. Применяется также механизм синхронизации V передачи и передачи заднего хода интегрального типа. Он состоит из ступицы, кольца в сборе и пружин. При включении V передачи возникает трение между наружным и средним кольцом, называемое усилием синхронизации (одинарный синхронизатор).
При включении передачи заднего хода возникает трение между внутренним и средним кольцом, а также между средним и наружным кольцом, называемое усилием синхронизации (двойной синхронизатор).
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением соответствующих муфт синхронизаторов, установленных на первичном и вторичном валах. Механизм переключения расположен в крышке, установленной сверху на картере коробки передач.
Привод управления механической коробкой передач состоит из кулисы 11 (рис 6.12) рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова, тросов выбора и переключения передач,
а также механизма, расположенного на картере коробки передач. Для обеспечения четкого включения передач рычаг 3 (см. рис. 6.11) переключения передач снабжен грузом 1. Тросы выбора и переключения передач конструктивно отличаются друг от друга и невзаимозаменяемы.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи
на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Дифференциал конический, свободный» с двумя сателлитами. Герметичность соединения внутренних шарниров привода передних колес с шестернями дифференциала обеспечена сальниками 6 (см. рис. 6.11).
В нижней части картера коробки передач расположена пробка 7 сливного отверстия, а сбоку - пробка 9 наливного отверстия
По заказу автомобили с двигателями 4А91 рабочим объемом 1,5 л оснащают четырехступенчатыми автоматическими коробками передач.
На автомобили устанавливают 4 ступенчатую автоматическую коробку передач мод. F4A4B с адаптивной системой управления INVECS-II, которая обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любого стиля вождения и различных дорожных условий.
Автоматическая коробка передач скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор.
Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.
Для ремонта коробки передач (особенно автоматической) требуются большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном подразделе рассмотрены только обслуживание, снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода. Для ремонта коробки передач обращайтесь в специализированный сервис.
Порядок замены масла в механической коробке или рабочей жидкости в автоматической коробке см, в подразделе * Проверка уровня и замена масла в механической коробке передач», с. 68 или «Проверка уровня и замена рабочей жидкости в вариаторе (CVT)», с. 68.
На автомобилях с двигателями 4В10 (1,8 л) и 4В11 (2,0 л) устанавливают бесступенчатый вариатор F1CJA CVT (continuously variable
transmission) INVECS-III Sports Mode с дополнительным ручным режимом переключением, при котором во время разгона автомобиля водитель самостоятельно выбирает момент переключения на повышающую передачу.
Рис. 6.12. Привод управления механической коробкой передач: 1,7- наконечники троса выбора передач; 2, 6 - наконечники троса переключения передач; 3 - фиксаторы тросов; 4 - уплотнитель тросов; 5 - винт крепления уплотнителя тросов; 8 - фиксирующая втулка рукоятки; 9 - рукоятка рычага переключения передач; 10 - болт крепления кулисы; 11 - кулиса рычага переключения передач
Это позволяет при желании добиться более интенсивного разгона по сравнению с автоматическим режимом, делая искусственную задержку переключения на повышающую передачу, что позволяет довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до диапазона наибольшего крутящего момента В то же время электронная система управления третьего поколения постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, а также исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, и понижающую передачу на слишком большой скорости, что предотвращает превышение максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя. В момент полной остановки автомобиля автоматически включается I передача. Поскольку в вариаторе применяется клиноременная передача со шкивами переменного диаметра, исключаются толчки при трогании и переключении. Вариатор непрерывно и плавно изменяет передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля.
Привод управления вариатором аналогичен приводу управления автоматической коробкой передач.
Рис. 6.13. Привод управления вариатором: 1 - наконечник управляющего троса (сторона коробки передач); 2 - управляющий трос; 3 - винт крепления уплотнителя троса; 4 - наконечник троса блокировки ключа зажигания; 5 - панель селектора; 6 - рукоятка рычага селектора вариатора; 7 - болт крепления селектора; 8 - наконечник управляющего троса (сторона рычага селектора); 9 - селектор управления коробкой передач
Привод управления вариатором (рис. 6.13) тросовый, сконструирован по тому же принципу, что и привод управления автоматической коробкой, и практически не отличается от него. Селектор 9 вариатора установлен в том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической или автоматической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом управления 2. Помимо троса управления, к селектору присоединен трос блокировки, не позволяющий вынуть ключ из замка зажигания, если рычаг селектора не установлен в положение «Р» (стоянка).
Возможные неисправности механической коробки передач, их причины и способы устранения
Причина неисправности | Способ устранения | |||
Вибрация, шум в коробке передач | ||||
Ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач | Затяните крепления или замените опоры | |||
Износ или повреждение шестерен и подшипников | Отремонтируйте коробку передач на сервисе | |||
Залито масло несоответствующей марки | Залейте масло требуемой марки | |||
Недостаточный уровень масла | Долейте масло до нормы | |||
Нарушение регулировки холостого хода двигателя | Отрегулируйте холостой ход двигателя | |||
Утечка масла | ||||
Разрушение или повреждение сальников или уплотнительных колец | Замените сальники или уплотнительные кольца | |||
Затрудненное переключение передач и скрежет при переключении | ||||
Неполное выключение сцепления | Отрегулируйте привод сцепления и удалите из гидросистемы воздух | |||
Неисправность тросов привода переключения передач | Замените тросы привода переключения передач | |||
Неплотное прилегание или износ блокирующих колец и конусов синхронизаторов | Отремонтируйте коробку передач в сервисе | |||
Ослабление пружин синхронизаторов | Отремонтируйте коробку передач в сервисе | |||
Залито масло несоответствующей марки | Залейте масло требуемой марки | |||
Самопроизвольное выключение передач | ||||
Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов | Отремонтируйте коробку передач в сервисе | |||
Увеличенный зазор муфты синхронизатора на ступице | Отремонтируйте коробку передач в сервисе |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст